Методический кабинет

Обобщающий урок литературы в 3 классе.
«Технология восприятия музыкального произведения и музицирование» (прием продуктивно-творческой деятельности)

Иоганн Вольфганг Гете писал: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». Сегодня как никогда важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов, зависит многое -  разовьётся он или угаснет?
Получив от родителей «еще незаполненный сосуд», задачей педагога становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Одаренные дети ничем не отличаются от обычных детей в младшем возрасте. Но они обладают рядом психологических особенностей, позволяющих утверждать, что становление нравственной самостоятельности и освоение ценностей у них идет более быстрыми темпами. Для достижения наиболее высоких результатов в воспитании и обучении каждого отдельного ученика требуются изменения традиционных методов преподавания.
Одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающей среде, мире и чрезвычайно любознательны. У них чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, что является одним из факторов погружения учащихся в творческий процесс обучения. Поэтому не удивительно, что такие дети, в том числе и мои ученики, активно принимают участие в различных конкурсах, внеклассных мероприятиях, создают мультимедийные презентаций и коллективные проекты. Такая форма обучения позволяет им учиться со сверстниками, оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения и развивая свою одаренность.
Наиболее эффективными из современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. С приходом ребенка в первый класс, его развитие проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы. И это не только внимание к индивидуальным психологическим особенностям каждого одаренного ученика, но и грамотная организация творческого процесса: подготовка учащихся к концертной деятельности, организация самостоятельной творческой работы, проведение разъяснительной работы с родителями с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Поэтому немаловажно уделять внимание творческим заданиям на уроках музыки, способствующих гармоничному развитию личности. Они позволяют воспитать в ребенке отзывчивость, развить его художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировать память, наблюдательность, интуицию, сформировать его внутренний мир.
Возможно, ребенок не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но обязательно станет или отличным математиком, или врачом, или учителем или рабочим. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения. Их добрым следом станет его творческая фантазия, стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он посвятит свою жизнь.
Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятельность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощением замысла. Основным критерием здесь выступает степень гармонии между «слышу — вижу — думаю — чувствую — действую». Поэтому важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.
В качестве действенного средства для этого могут выступать различные ассоциативные игры, в которых ребенок выступает субъектом творчества. Они направлены на развитие умений передавать свои эмоции, чувства, образы посредством звука, мимики, пластики, цвета. Никто кроме ребенка не может знать верного решения, стоящего перед ним творческого задания. Поэтому такие игры являются определенной формой обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала – познавательное и игровое.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность при слушании или при исполнении произведений можно использовать на уроке ряд педагогических приемов и форм, описанных далее.
«Я сочинитель».
Работа с поэтическим текстом, опираясь на который ученик сочиняет свою мелодию.  Для этого он использует предложенные на выбор средства музыкальной выразительности для создания того или иного образа, например, сочиняет песню о маме или природе.
Работа с музыкальным образом. На уроке первоклассники выступают в роли композиторов и сочиняют на инструменте «Зимнюю сказку»: плывущие по небу облака, наполненные снегом (движение звуков из верхнего регистра в низкий и, наоборот, из нижнего в верхний); легкие маленькие снежинки, которые падают на землю (средний регистр инструмента); а далее – мороз, и теперь это прикосновение к клавишам инструмента мягким покачивающим движение  кулачков – «снег скрипит». В зимнем лесу живут разные звери: мишка, который спит зимой в берлоге и, ворча, поет колыбельную (низкий регистр, медленное движение двух звуков «баю – бай»); зайчишки, которые греются на солнышке и быстро прыгают на полянке (средний регистр, отрывистое движение звуков); воробьи, которые звонко чирикают высоко на ветке (верхний регистр)
 Детской фантазии нет предела, особенно если она сопровождается прикосновением к таинствам музыкального инструмента.
Стихосложение. Для детей это любимый вид творчества. Они охотно сочиняют хокку в 4 классе. Или на заданные двухстрочные строки сочиняют стихотворение:
Однажды… Точнее когда-то и где-то
С голодным котом повстречалась котлета.
Кот облизнулся и съел всю котлету –
Печальной была история эта! (Очередько Ж. 3 класс)

Пестова Наталия Викторовна.Краснодарское педагогическое училище №3,1991-1994г.г.
Публикации Наталии Викторовны; 
уроки русского языка по теме:
"«Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,
"Мягкий знак на конце шипящих в глаголах",
"Повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих" в 4-м классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Фестиваль педагогических идей.Первое сентября.г.Москва.

Публикации Ольги Николаевны Наделяевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовательные программы по конкретному виду внеурочной деятельности кружок «Волшебная бумага»

https://pedsovet.org/articles/article/view/id/146053 

КТП. Кружок «Волшебная бумага»
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/146052
Внеурочная деятельность, кружок «Волшебная бумага», 2 класс Тема занятия: Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда. Цель: создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой росписи.
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/146051
Внеклассное мероприятие "Золотая осень", 2 класс

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/09/02/zolotaya-osen Научно-практическая конференция младших школьников «Я познаю мир». Домик для «Перчика» Секция «Технология»

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/05/09/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-mladshikh-shkolnikov-ya-poznayu-mir 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

В комментариях можно оставлять отзывы в картинках,а также свои эмоции выражать смайликами.
Для того,чтобы размесить изображение, вставьте код [im#]URLадрес изображения[/im]

Темы блога

"ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (5) Анапа (5) Архыз (1) Вальс цветов (6) Внеурочная деятельность (44) Времена года (26) Год экологии (3) Гордость начальной школы (5) Дерево Дружбы (6) Дети (16) Дети нашего класса (57) Дети. Экскурсия (27) Детская безопасность (7) Детская выпускная книга (7) Детские увлечения и таланты (68) Для родителей (145) Замечательное лето! (50) Интересные события (97) История (7) История Поклонимся Великим тем годам... (4) КВН (7) классика (8) Коллегам (18) Краснодар (4) Кропоткин (1) Крым (1) Кубановедение (45) Летний школьный лагерь "Цветик-семицветик" (3) ЛЕТО 2015-2016. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (6) Литература (19) МАН "Интеллект будущего"г.Обнинск (19) Мастер-класс (3) МБОУ гимназия №33 г.Краснодар (19) методический кабинет (12) Мой класс (34) Моя родословная (1) Музей (23) Награждение (7) Наши успехи (9) Наши школьные каникулы (50) О братьях наших меньших (14) Образование (8) Окружающий мир (43) Олимпиады (15) ОРКСЭ (8) Патриотическое воспитание (24) Первоклассники (6) Песенный фестиваль.Год экологии (4) подготовка к ВПР (3) Поклонимся Великим тем годам... (13) Полезно знать (45) портфолио (12) Предметные недели (18) Проектная деятельность (15) Психология (19) Путешествуем по Краснодарскому краю (54) Путешествуем по России (13) Работы учащихся (7) Работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (5) риторика (3) Русский язык (8) свирель (4) Своими руками. (7) Севастополь (3) Спортивные достижения (6) сценки (1) Усть-Лабинск (1) Феодосия (1) Херсонес Таврический (1) чтение (13) Что растет у нас на даче (4) Школьная традиция (44) Эврика-юниор (6) экскурсия (14) юный натуралист (31)